как выбрать университет

" Образование - это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют."

Советы поступающим » Государственный или негосударственный ВУЗ

Государственный или негосударственный ВУЗ

Основной минус учебы в негосударственных вузах – необходимость регулярно вносить плату за обучение. Платить никому не хочется, но, с учетом нынешних реалий, для большинства абитуриентов это становится единственным способом получить высшее образование. Количество бюджетных мест в государственных вузах стремительно сокращается. Конкурс на место порой достигает несколько сотен человек.

Еще один существенный минус негосударственных вузов – скептическое отношение к их дипломам со стороны некоторых работодателей. Если учебное заведение создано недавно, устойчивой репутации на трудовом рынке оно завоевать не успело.

Впрочем, есть и вторая сторона медали. Многие работодатели прекрасно знают, что частные вузы уделяют огромное внимание изучению иностранных языков, они более мобильны и открыты. Студенты коммерческих вузов регулярно ездят за границу, участвуют в международных фестивалях.

Если перед абитуриентом стоит выбор: учиться за деньги в коммерческом или государственном вузе, лучше отдать предпочтение первому варианту. Получить хорошее образование, стать грамотным специалистом, можно и в том, и в другом вузе. Для этого нужно посещать занятия, максимальное внимание уделять теории и практике.

Многие абитуриенты совершают ошибку, прислушиваясь к заверениям членов вступительной комиссии о возможном переводе студента из платного сегмента в бесплатный при успешной сдаче сессий. Ранее такой механизм, и правда, работал: отличник-платник мог легко перевестись на бесплатное обучение.

В наше время студентов в большинстве случаев ждет разочарование. Получая на сессиях отличные отметки, перевода на бюджет они так и не получают. Негосударственные вузы не дают заведомо неисполнимых обещаний: в этом смысле эти учебные заведения гораздо порядочнее. Важно, чтобы частный вуз имел лицензию на проведение в РФ деятельности, связанной с образованием. Желательно, чтобы лицензия была бессрочной.

О чем необходимо задуматься абитуриенту?

Еще недавно юноша или девушка сидели за партами в средней школе, и вдруг их «выбрасывает» в большой, и достаточно жесткий мир. При этом, абитуриенты еще не до конца определились со своим будущим. Чтобы не действовать вслепую, нужно заранее и максимально честно ответить для себя на несколько ключевых вопросов:

  1. Какой город/государство мне кажутся идеальными для получения высшего образования?
  2. Будет ли у меня шанс получить работу по специальности после завершения обучения?
  3. Останется ли актуальной полученная мною профессия через 5-10 лет?
  4. Согласен ли я на переезд в другой город/страну после завершения обучения?
  5. Какие компании принимают людей с дипломами моего будущего вуза?

Если абитуриент ответил на все эти вопросы, есть смысл заняться получением высшего образования именно в данной сфере знаний. Если будущего студента одолевают сомнения, он неуверенно отвечает на вопросы, нужно дополнительно все обдумать, обсудить с родителями. Возможно, у него есть знакомые, получившие профессию, аналогичную той, что собирается получить абитуриент. Никто лучше не расскажет обо всех нюансах и «подводных камнях» профессии, чем ее непосредственный носитель.

Еще один очень важный момент. Вы все обдумали, зарплата ваших родителей стабильная и достаточно высокая, чтобы без больших проблем вносить плату за обучение. В этом случае дневное отделение негосударственного вуза – прекрасный вариант для вас. Но, если ваши родители уже не молоды, их зарплата нестабильная и существует риск увольнения, лучше выбрать заочное отделение. Как правило, обучение на «заочке» дешевле, а студент получает возможность подрабатывать. Идеально, если ему удастся устроиться по профилю обучения, в этом случае его практические навыки и конкурентные возможности на рынке труда будут гораздо выше. Известно, что работодатели ставят опыт работы выше образования.